БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ НАПИСАНИЯ И ПОНИМАНИЯ
ГОСТ 19.201-78 Техническое задание, требования к содержанию и оформлению
Зачем вообще нужно Тех. задание на сайт?
Техническое задание - отражает понимание Вами идеи, которую вы хотите создать в дизайнерской мысли и понимание для дизайнера или студии, чтобы получилось именно то - что вы хотите!
Второй момент - это обязательный документ, как приложение, для пакета документации при работе по ДОГОВОРУ.
Еще в Советском Союзе был утвержден определенный стандарт для написания и оформления технической документации для ЭВМ того времени и задач для них.
МКС 35.080
Дата введения 1980-01-01
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 18 декабря 1978 г. N 3351 дата введения установлена 01.01.80
ИЗДАНИЕ (январь 2010 г.) с Изменением N 1, утвержденным в июне 1981 г. (ИУС 9-81).
Настоящий стандарт устанавливает порядок построения и оформления технического задания на разработку программы или программного изделия для вычислительных машин, комплексов и систем независимо от их назначения и области применения.
Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 1627-79*.
Однако, не будем забывать, что сегодня поменялись задачи и требования к документации. Появилась сеть ИНТЕРНЕТ, везде мы видим сайты, где предлагают нам свои услуги и товары.
Некоторые сайты красивые, другие невзрачные, третьи изобилуют кучей информации и текста. Одним словом, когда есть разнообразие сайтов - это хорошо!
Но! В современном мире, сайт уже не является источником бесплатной информации или изображений для себя, сегодня сайт - это хорошо продающий инструмент и источник дохода для компании или физического лица.
И как правильно и информативно он построен, от этого и зависит успех продаж!
Из чего состоит Техническое Задание?
Предположим, в рамках проекта требуется составить техническое задание на разработку сайта студии копирайтинга «Печки и Лавочки». Какие пункты оно должно содержать?
Общие сведения (описание)
Здесь указываются:
Сведения о компании. Общая информация о студии, чем она занимается. Не лишним будет привести список оказываемых услуг. Сюда же можно добавить адрес будущего сайта, контактные данные.
Этапы и сроки реализации проекта. Очень важный момент, как правило, календарный план по всем этапам работ составляют в самом конце. Эта часть даёт понимание, что и когда будет делаться. Например (с указанием дат):
• Подготовительный этап;
• Проработка концепции сайта;
• Проектирование;
• Создание дизайн-макета;
• Разработка дизайна страниц;
• Вёрстка;
• Программирование;
• Наполнение контентом;
• SEO-оптимизация;
• Тестирование;
• Запуск.
Каких-то этапов, например, SEO-продвижения может и не быть. Зависит от целей и задач заказчика и компетенции исполнителя.
Назначение и цели
Здесь формулируется, какие функции будет выполнять сайт и для кого он предназначен.
Назначение сайта. Каких целей созданием сайта необходимо достичь? Для чего он нужен, какие задачи решает?
• Реклама и привлечение новых клиентов;
• Поддержка заказчиков и партнёров;
• Демонстрация выполненных работ;
• Ознакомление со списком услуг;
• Создание и поддержание имиджа компании.
Возможно, некоторые пункты стоит расписать более подробно. Например, если перед сайтом стоит задача в том числе и информировать посетителей, то лучше пояснить, о чём именно.
Целевая аудитория. Кто будет пользоваться сайтом, для кого он создаётся?
• Веб-мастера, блогеры;
• Владельцы интернет-магазинов;
• Владельцы информационных порталов;
• Рекламные студии;
• Представители присутствующих в онлайн-пространстве фирм и компаний.
• Требования
Большой и крайне важный раздел, в котором учитывается как можно больше моментов проектирования и разработки, потому как за не оговоренный в Техническом Задании функционал заказчику придётся доплачивать.
Тип. К какой категории принадлежит веб-ресурс?
• Посадочная страница;
• Сайт-визитка;
• Корпоративный сайт;
• Информационный портал;
• Интернет-магазин.
Требования к оформлению. Они могут быть следующего вида:
• Сайт должен быть минималистичным и при этом отражать род деятельности компании.
• Основные цвета: зелёный и белый, по брендбуку или на усмотрение дизайнера.
• В оформлении нельзя использовать анимацию, всплывающие окна, Flash-элементы, дизайнерские излишества.
• Нельзя использовать шрифты с засечками (можно применять стандартные: Verdana, Arial, Tahoma и т. д.). Кегль должен обеспечивать максимальное удобство чтения (12-16 пт.).
Что касается требований к дизайну, то тут можно применять разные подходы. Если заказчик сам точно знает, что хочет получить, то описывает подробно свои пожелания, приводит примеры сайтов, которые ему нравятся и дает прочую конкретику. Но иногда бывает так, что и он сам точно не знает, как это все должно выглядеть, в этом случае обычно исходят из задач, которые должен решать дизайн. Исполнитель прорабатывает концепции, предлагает решения, защищает свою идею и корректирует его по замечаниям заказчика.
Второй вариант стоит дороже и требует большей квалификации от подрядчика.
Языковые требования. Носители какого языка смогут посещать ресурс? Какие языковые версии сайта должны быть?
• Русский;
• Английский;
• Эсперанто.
Требования к совместимости. С каких устройств и какими браузерами сайт точно будет открываться корректно? В последнее время наметилась тенденция к адаптивной вёрстке, когда страница правильно отображается на любом устройстве с любым соотношением сторон и разрешением экрана. Здесь можно перечислить браузеры, с которыми однозначно должен быть совместим ресурс. Обычно на всех современных браузерах сайты отображаются одинаково, бывают только проблемы со старыми версиями Internet explorer.
Требования к CMS. Возможности администрирования сайта определяют, какие именно блоки можно редактировать и настраивать через панель управления, не вмешиваясь в код и не редактируя напрямую базу данных, а используя удобный визуальный интерфейс. Например, можно сформулировать так:
• Возможность изменения контента на страницах сайта;
• Возможность управления страницами (добавление, переименование, удаление и т. д.);
• Возможность редактирования структуры сайта и пунктов меню;
• Функции автоматической обработки графики (создание превью, трансформация под заданный размер и т. п.);
• Возможность прописывать уникальные Мета-теги;
…
Как и в других подразделов, нужно описывать все требования и пожелания.
Часто заказчик уже имеет опыт работы с одним из популярных CMS, тогда целесообразно искать порядчиков под конкретный движок. Также при выборе CMS лучше не соглашаться на самописные решения, т.к. в дальнейшем это поставит в зависимость от исполнителя. Самописные движки, на наш взгляд, оправданы только в очень крупных проектах, где требуется специфичный функционал или оптимизация больших нагрузок.
Структура и навигация. Какие разделы, подразделы и отдельные страницы будет содержать проект?
• Главная страница
• Услуги
• Копирайтинг
• Рерайтинг
• SEO-коперайтинг
• Корректура
• Транскрибация
• Контент-менеджмент
• Контент-маркетинг
• Портфолио
• О нас
• Контакты
Сделайте и краткое описание каждой страницы, дайте определения. Например, что подразумевается под страницей «Контакты»? Она должна содержать адрес, телефон и электронную почту в текстовом виде? Или там должна присутствовать форма обратной связи? А может, нужно встроить код Яндекс Карт? Или же на странице контактов должно размещаться всё перечисленное, да ещё и ссылки на представительства в социальных сетях?
Желательно контент или хотя бы его наброски приготовить еще до начала работ с подрядчиком. Это будет способствовать более эффективной коммуникации.
Дополнительные требования. Всё, что не вошло в другие пункты раздела.
Описание разделов сайта
В этом пункте — детали. Обычно расписывается содержание всех уникальных страниц: какие элементы там будут, как пользователь будет взаимодействовать с ними.
Главная страница. Формулировка задачи может быть в следующем виде.
Основная часть главной страницы должна быть выполнена в виде Landing Page. На ней сверху вниз должны располагаться следующие элементы:
• Шапка — логотип, название фирмы;
• Меню навигации;
• Информация об акциях и скидках;
• Кнопка заказа;
• Рекламный текст;
• Блок с пятью лучшими работами и ссылкой на раздел портфолио;
• Отзывы клиентов;
• Штат студии;
• Блок партнёров компании;
• Информация о тарифах;
• Дублирующий блок скидок и кнопка заказа;
• Карта ссылок;
• Кнопки социальных сетей.
Схема главной страницы. Если есть понимание будущей структуры сайта, то будет нелишним вставить макет, отражающий структуру хотя бы главной страницы. Это может быть нарисованный от руки и отсканированный набросок, созданный в Photoshop макет — что угодно. Также можно использовать программы для прототипирования, который может освоить даже начинающий пользователь.
Внутренние страницы. Аналогичным образом можно отразить и другие страницы сайта. Если в целом они будут похожи друг на друга (например, изменяется только контент главной части страниц), то можно обобщить.
Описание функциональной части
Здесь нужно описать о функциональности сайта в целом и перечислить страницы с особыми возможностями. Например, если большинство страниц будут представлять собой простой текст с повторяющимися в каждом разделе блоками, а на странице контактов необходимо разместить форму заказа, это необходимо отразить.
При нажатии кнопки "Заказать" открывается форма заказа с раскрывающимся списком выбора услуги, полями: Имя, Телефон, Комментарий, возможностью прикрепить файл и кнопкой Отправить, нажатие которой приведёт к созданию и отправке письма на e-mail администратора.
Необходимо описать логику работы ресурса в целом, проработать основные сценарии поведения пользователей на страницах, указать все нюансы и особые функции каждого блока и раздела сайта. Например, что должно находиться в «шапке» и как это будет работать, по какому критерию сортируются работы в портфолио, скачиваются они или открываются для просмотра, в каком формате хранятся и т. д.
Если какой-то функционал не описан, то обычно делается так, как это предусмотрено в стандартной модификации CMS.
Заключение
На просторах Сети можно найти множество шаблонов и примеров составления технических заданий. Пункты, содержание и даже сам принцип создания ТЗ будут различаться, мы же привели здесь только один из возможных подходов, которым вполне можно пользоваться.
Однако, не стоит забывать - что техническое задание должно быть написано ПОД КОНКРЕТНЫЙ ПРОЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНО!
Ничего не понятно?
СОСТАВИМ ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ЛЮБОЙ
WEB ПРОЕКТ ЗА ВАС:
Оставить заявку на тех. задание
- консультация для клиентов
- партнерам
hello@thomas-digital.ru
- корпоративная почта
webmaster@thomas-digital.ru
- для клиентов
г.Москва, ул.Новый Арбат БЦ "Новый Арбат 21"
© Разработка сайта Thomas Digital Agency
Все права защищены! Разрешено для просмотра лицам от 14+
Соглашение о конфиденциальности
Пользовательское соглашение